Рынок туризма встряхнет волной недоверия и очередными законодательными изменениями, но туроператоры смогут рассчитывать, по крайней мере, на такой утешительный приз, как доля ушедших игроков.
На прошедшем круглом столе «Состояние туристской отрасли в России: кто и виноват и что делать?», организованном «Ъ», эмоции били через край. Досталось всем — государству за то, что выпустило закон, нуждающийся в серьезных доработках, турфирмам — за коллег, подозреваемых в недобросовестности и мошеннических схемах, страховым компаниям — за то, что не хотят страховать туроператоров.
За последний месяц приостановили свою деятельность семь туроператоров: «Нева», «Лабиринт», «Идеал-тур», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Нордик Стар» и московская «ИнтАэр» (о проблемах этой компании стало известно прямо во время проведения круглого стола, что еще больше подлило масла в огонь). В отличие от всех предыдущих лет, волна банкротств поднялась на уровень выше — была приостановлена лицензия у СК «Восхождение», клиентами которой были «Нева» и «Лабиринт», и такое положение дел заставило говорить о том, что существующая система защиты прав туристов не работает и необходима система уже «перестрахования», то есть страхования самих страховщиков.
«Ситуация на рынке страхования туроператоров близка к критической и нуждается в более тщательном законодательном регулировании, — заявила Гаянэ Календжян, директор департамента комплексного страхования путешественников страхового общества «Помощь». — Страховщики стали воздерживаться от данного вида страхования».
По ее словам, страховым случаем могут являться «умышленные действия туроператоров», то есть любая компания может приостановить свою деятельность без объяснения причин, а страховщик будет обязан производить выплаты. К примеру, в прошлом году «Помощь» произвела оплату пострадавшим туристам «Асент Трэвел» на сумму в 31 млн рублей, при этом само банкротство объяснялось просто «технико-экономическими причинами». Неудивительно, что за год — с августа 2013 года по август 2014 года — портфель по страхованию ответственности туроператоров сократился в 2,5 раза.
Это подтверждают и туроператоры. «Я не мог найти компанию на сумму финансового обеспечения в 300 млн рублей, — говорит Владимир Дорофеев, генеральный директор фирмы «Верса». — В итоге был вынужден заключить договоры с пятью компаниями и попал в Единый реестр туроператоров одним из последних».
Получается, что страховщикам работать с туроператорами невыгодно, и те, в свою очередь, не имея особого выбора, вынуждены обращаться к тем, кто соглашается, а ими далеко не всегда бывают надежные компании. Многие отмечали, что формально «Нева», заключая договор на сумму финансового обеспечения в 454 млн рублей с компанией, которая в 2013 году собрала чуть меньше 50 млн, ничего не нарушила, но то, что это стало возможным, говорит о «дыре в законе».
Единственной альтернативой страхованию при этом сегодня остается банковская гарантия, но она значительно дороже (10-100 млн рублей в зависимости от оборотов туроператора), и здесь уже встает вопрос рентабельности. «При такой стоимости ведения бизнеса мы сдадим свой рынок зарубежным операторам, — продолжает Владимир Дорофеев. — Выгоднее будет работать не самостоятельным туроператором, а их агентами за комиссию. Так уже произошло с Болгарией, где туристов полно, а страна ничего от этого не имеет, потому что все турфирмы выведены в офшоры».
Еще один вариант — законодательный переход на индивидуальное страхование туриста, но здесь немало организационных сложностей, плюс, в конечном итоге, это снова приведет к удорожанию туров. Тем не менее такие предложения звучат все чаще, и не исключено, что подобный механизм будет разработан. Рентабельность бизнеса при этом, по словам Татьяны Топуновой, заместителя генерального директора «Солвекс-турне», снижается в течение последних десяти лет, однако многие компании ее успешно поддерживают.
«Процент аннуляций за неделю после череды банкротств у нас вырос с 2,5 до 5, — говорит она. — В то же время мы ощутили приток клиентов, явно вызванный перебронированием от клиентов «Невы». У нас открыто раннее бронирование, и оно идет обычным ходом».
Таким образом, все возвращается к прежним выводам: туристической отрасли будет тяжело, но она не рухнет, банкротства как естественный отбор будут продолжаться (не исключено, что кто-то будет использовать это как способ уйти с рынка, где конкуренция чересчур возросла), законодательство в сфере защиты туриста будет меняться до тех пор, пока не выработает хитрую схему, при которой и туроператоры со страховщиками будут рентабельны, и туристы не пострадают.
Что касается других болевых точек — общей тенденции перехода на индивидуальный туризм и вступающим в силу в 2016 году поправкам к «Закону о защите персональных данных», то эти темы вызвали гораздо меньше эмоций. С «потерей Европы» большая часть туристического бизнеса уже смирилась, а другая ищет схемы, позволяющие соединить индивидуальный туризм с традиционным. К примеру, Юлия Большакова, генеральный директор компании «Питертур», рассказала о предлагаемой услуге «билет + отель», к которой туроператор добавляет финансовые гарантии как при продаже обычного тура, и он попадает в систему страхования и турпомощи.
Про необходимость хранить персональные данные российских граждан на российских серверах Екатерина Денисенко, старший юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф», рассказала, что это может создать проблемы бизнесу, тем не менее запрета на передачу этих данных в законе нет, то есть и частные и лица, и турфирмы сообщать их зарубежным компаниям смогут. Кроме того, несомненно, будут существовать средства обхода, хотя как на них будет реагировать Роскомнадзор, непонятно. Не исключено, что это будет использоваться как средство давления и недобросовестной конкуренции.
Маргарита АРАНОВСКАЯ
Вся пресса за 7 августа 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Маркетинг, Мероприятия, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|